Охрана труда и техника безопасности на судне

Тои р-31-001-96 типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна

Охрана труда и техника безопасности на судне

ТОИ Р-31-001-96

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАТРОСА ТРАНСПОРТНОГО СУДНА

Дата введения 1997-03-01

СОГЛАСОВАНА Письмом Российского профсоюза моряков от 09.10.95 г. N ПСМ-9/242

УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Директора Федеральной службы морского флота России от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971

     I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса.

1.2. К работе в качестве матроса допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения (свидетельства) квалификационной комиссии, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов АТО — четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При выполнении работ матрос может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

ОПАСНЫМ производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, ВРЕДНЫМ — к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Матрос должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

(01) при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др. танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

(02) при производстве малярных работ — пары растворителя;

(03) при палубных работах на открытом воздухе — неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусенцы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования; при работе на высоте, при забортных работах — возможность падения и утопления; при погрузочно-разгрузочных работах — падение груза;

(04) при ремонтных работах — шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусенцы, вредные вещества, образующиеся при сварочных работах.

1.7. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс — оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс — допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей вахты.

3 класс — опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.8. При выполнении судовых работ, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, матрос обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой — штормовой, утепленной и др.; спецобувью и предохранительными приспособлениями — защитной каской, страховочным поясом, очками, респиратором, наушниками, рукавицами брезентовыми, резиновыми перчатками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.

1.9. При выполнении порученной работы матрос не должен покидать свое рабочее место без разрешения руководителя или принимать участие в производстве работ ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

1.10. При использовании оборудования бытового назначения матрос обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.

1.11. При переноске различных предметов (груза) на судне одним человеком масса груза не должна быть более 20 кг (кроме грузовых работ, п. 3.7.9). При массе груза от 20 до 40 кг он должен переноситься с помощью двух человек. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.

1.12. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

(03) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(05) работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно остановить;

(06) самостоятельно производить ремонт электрооборудования;

(07) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(08) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(09) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;

(10) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(11) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(12) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(13) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(14) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.13. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;

(03) пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(04) обходить стоящие вагоны на расстоянии ближе 2 м;

(05) при переходе пути у стрелок, становиться ногой между рельсом и пером стрелки;

(06) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(07) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.14. Пользоваться аппаратами КИП, АСВ-2 и водолазным снаряжением с разрешения старшего помощника капитана могут только матросы, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

1.15. Каждый член экипажа судна должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.16. О всех замеченных неисправностях оборудования, устройств матрос должен сообщить руководителю работ (боцману, помощнику капитана). При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или лицо, исполняющее обязанности врача, и сообщить о случившемся вахтенному помощнику капитана или руководителю работ, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.

Читайте также  Зачем проводить специальную оценку условий труда?

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины

     II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работ производится подготовка рабочего места. Место производства работы должно быть хорошо освещено, свободно от посторонних предметов. Снег и лед должны быть убраны.

2.2. Перед началом работ матрос должен:

(01) при выполнении опасных и редко выполняемых работ (в замкнутых помещениях, отсеках, емкостях и др.) получить инструктаж по безопасности труда от руководителя работ;

(02) проверить надежность и исправность средств индивидуальной защиты;

(03) убедиться, что оборудование, механизмы и инструменты находятся в исправном состоянии;

(04) проверить действие оборудования и механизмов на холостом ходу.

     3.1. Требования безопасности при эксплуатации трапов и сходен

3.1.1. Переход с судна на берег и обратно, с судна на судно разрешается только по надежно закрепленным трапам или сходням, имеющим с обеих сторон леерное ограждение и предохранительную сетку.

3.1.2. Установка трапов и сходней производится по указанию старшего помощника капитана. Если матрос заметил неисправности или дефекты в трапталях, коромысле, цепочках, скобах, обухах и других деталях, он должен доложить об этом руководителю работ.

3.1.3. Во время установки и уборки трапов находиться на трапе и его нижней площадке запрещается. В случае необходимости выхода на трап или верхнюю площадку (снятие, укладка стоек и др.) матрос обязан надеть предохранительный пояс, страховочный канат которого крепится за прочные конструкции на борту судна.

3.1.4. Вахтенный матрос у трапа обязан следить:

(01) за исправным состоянием трапа и леерного ограждения;

(02) за наличием у трапа спасательного круга с линем и багра;

(03) чтобы нижняя площадка трапа была расположена на причале. Если площадка расположена выше 400 мм над поверхностью причала или над водой, то должна быть проложена дополнительная сходня, закрепленная на площадке трапа;

(04) за состоянием освещения трапа в темное время суток;

(05) чтобы на трапе не создавалось встречных потоков и скопления людей;

(06) чтобы во время переноски грузов проход людей, не участвующих в их перемещении, прекращался;

(07) чтобы трап не перегружался и не подвергался ударам;

(08) за прочностью крепления сходни, отсутствием ее подвижки;

(09) чтобы у сходни был установлен и надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями;

(10) за креплением и расположением сетки под сходней или трапом;

(11) чтобы сходни и трапы в зимнее время были очищены от снега и льда.

3.1.5. При подъеме и спуске по трапам и сходням нужно одной рукой держаться за поручень или леер.

3.1.6. У места установки штормтрапа должен быть надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями.

3.1.7. Спуск и подъем по штормтрапу допускается только по одному человеку. При передвижении по штормтрапу необходимо держаться за тетивы (или средний трос), а не за балясины.

3.1.8. Запрещается:

(01) спуск и подъем людей с грузом более 20 кг по сходням и трапам;

(02) прыгать с борта на причал или обратно, с судна на судно или переходить, используя лестницы, доски и др.;

(03) сбрасывать, тащить или кантовать грузы на трапах и сходнях;

(04) пользоваться штормтрапом, если на нижней поверхности верхней балясины отсутствует товарный знак изготовителя, номер штормтрапа, его длина, рабочая нагрузка и дата испытания;

(05) пользоваться штормтрапом, если нижняя или балясина не достает до уровня воды, причала или палубы плавсредства;

(06) крепить штормтрап на борту за балясины;

(07) при подъеме или спуске по штормтрапу держать что-либо в руках. Все вещи поднимают (спускают) на лине.

     3.2. Требования безопасности при швартовных операциях

3.2.1. Матрос должен знать схему заводки швартовных канатов и расположение опасных зон.

3.2.2. При подготовке к швартовным операциям основные швартовные канаты должны быть разнесены по палубе, образовавшиеся калышки разогнаны, бросательные концы приготовлены к подаче, лацпорты и иллюминаторы в районе производства работ задраены.

3.2.3. Подавать на берег бросательный конец или линь линеметательного устройства следует после предупредительного окрика: «Берегись!».

3.2.4. Бросательный конец следует крепить на некотором расстоянии от середины огона так, чтобы при креплении каната на швартовной тумбе бросательный конец не был зажат канатом.

3.2.5. Поданный канат нужно травить постепенно, по мере его выбирания на берегу (на судне). Тяжелые канаты и канаты, выбираемые с помощью механизмов, надо потравливать через кнехт, заложив на него один-два шлага. Если на канате, пропущенном через кнехт, образуются калышки, нужно взять канат на стопор, разогнать калышки и только после этого вновь потравливать через кнехт.

3.2.6. При накладывании огона швартовного каната на кнехт руки следует держать с наружной стороны огона.

3.2.7. Для стопорения стальных швартовных канатов применяются цепные стопора с прикрепленным растительным тросом длиной не менее 1,5 метра. Цепь накладывается стопорным узлом. Стопоры для растительных и синтетических швартовных канатов изготовляются из того же материала, что и канат, но вдвое меньшего диаметра.

3.2.8. При взятии швартовного каната на стопор матрос, держащий его ходовой конец, не должен находиться впереди по направлению натяжения стопора и ближе одного метра от места его наложения (при использовании синтетических канатов — 2 метра).

3.2.9. При отдаче стопора нужно находиться только со стороны, противоположной натяжению каната, освобожденного от стопора.

3.2.10. Выбирать канаты разрешается по команде руководителя работ, после сообщения о том, что трос закреплен. О начале работы необходимо предупредить работающих на берегу.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/toi-r-31-001-96-tipovaya-instruktsiya-po-ohrane-truda-dlya-matrosa-transportnogo-sudna/

/ 1976 / Март / 4 / «Правила безопасности труда на судах речного флота»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждены Министерством речного флота РСФСР (Приказ Минречфлота от 4 марта 1976 г. N 42)

Согласованы с Президиумом ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 18 декабря 1975 года

(протокол N 51, п. 16)

Правила безопасности труда на судах речного флота, Управление организации труда и заработной платы Минречфлота РСФСР.

Правила определяют безопасные условия и безопасную организацию работ, выполняемых членами экипажей на судах речного флота.

В состав Правил включены правила безопасности при выполнении палубных работ, при обслуживании силовых установок, вспомогательных механизмов и электрооборудования судов, при производстве ремонтных, хозяйственно-бытовых работ, в них описаны дополнительные меры безопасности на нефтеналивных судах.

Предназначены для судоводителей, инженерно-технических работников пароходств, портов, бассейновых управлений пути, предприятий и организаций, связанных с обслуживанием и эксплуатацией флота.

С введением в действие настоящих Правил утрачивают силу следующие нормативные документы:

Правила техники безопасности на судах речного флота при выполнении палубных работ, введенные в действие приказом МРФ от 6 мая 1967 г. N 52;

Правила техники безопасности при обслуживании силовых установок судов речного флота, введенные в действие приказом МРФ от 25 февраля 1971 г. N 27;

Правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте электрооборудования судов речного флота, введенные в действие приказом МРФ от 21 ноября 1963 г. N 190;

Временные правила техники безопасности и производственной санитарии при выполнении работ по зачистке судов от остатков нефтепродуктов, введенные в действие приказом МРФ от 19 апреля 1962 г. N 101.

Правила безопасности труда на судах речного флота разработаны Ленинградским институтом водного транспорта (руководитель и ответственный исполнитель работы И.А. Сорока).

1.1. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на все суда Министерства речного флота РСФСР: транспортные (пассажирские, грузовые, буксирные), ледоколы, служебно-вспомогательные, несамоходные, стоечные, специального назначения (спасательные, пожарные, учебные и др.), а также на суда технического флота.

Читайте также  Возврат денег из ФСС на охрану труда

Примечание. На судах технического флота, кроме того, следует руководствоваться и Правилами техники безопасности при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах МРФ.

1.1.2. Правила являются обязательными для экипажей всех судов Министерства речного флота РСФСР, а также для работников предприятий и организаций, связанных с обслуживанием и эксплуатацией флота.

1.1.3. На основе Правил судовладелец (или предприятие, осуществляющее хозяйственное и техническое обслуживание флота) обязан разработать и выдать на суда инструкции по безопасности труда для судовых команд по профессиям (должностям).

1.1.4. Капитан (командир, шкипер) обязан организовать изучение настоящих Правил командным составом и изучение инструкций по безопасности труда рядовым составом судна.

1.1.5. Командный состав судов, руководящие и инженерно-технические работники, связанные с технической эксплуатацией и обслуживанием флота, обязаны знать и выполнять настоящие Правила применительно к занимаемой должности и выполняемой работе.

1.1.6. Правила должны быть на каждом судне и в службах (отделах) предприятий, управлений пароходств, каналов и бассейновых управлений пути, связанных с технической эксплуатацией и обслуживанием флота.

1.1.7. Отступления от Правила допускаются только при выполнении работ на судах, терпящих бедствие или принимающих участие в аварийно-спасательных работах.

1.1.8. Администрация судна должна организовывать и обеспечивать безопасные и здоровые условия труда в соответствии с Положением об организации работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.

1.2. ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНЫМ ПРИЕМАМ И МЕТОДАМ РАБОТЫ И ОБУЧЕНИЕ ИМ

1.2.1. Инструктаж по безопасным приемам и методам работы и обучение им рядового состава судов должны проводиться в соответствии с действующим Положением о порядке проведения инструктажа и обучения безопасным приемам и методам работы на речном транспорте.

1.2.2. Обучение знаниям по безопасности труда командного состава и их проверка должны осуществляться в соответствии с действующим Положением о порядке проверки знаний правил, норм, требований, инструкций и указаний по технике безопасности у командного состава флота, руководящих и инженерно-технических работников предприятий и организаций МРФ РСФСР.

1.2.3. Обучение практикантов, назначенных на штатные должности, и лиц, вновь принятых на работу, должно проводиться в течение шести — десяти вахт в нормальной производственной обстановке, до полного усвоения ими безопасных методов работы.

1.2.4. Администрация судна обязана провести инструктаж со всеми вновь поступающими членами экипажа и практикантами по безопасному обращению с бытовыми приборами и оборудованием, правилам безопасности при нахождении на судне, в том числе по правилам купания.

1.2.5. Ответственность за правильную организацию и качество инструктажа и обучения членов экипажа безопасным методам работы на судне несет капитан.

Примечание. В тексте Правил капитан, командир, шкипер и другие должностные лица, соответствующие им по занимаемой должности, в том числе работающие по совмещению профессий, именуются «капитан».

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКИПАЖАМ СУДОВ

1.3.1. К самостоятельному обслуживанию судна и его механизмов допускаются лица:

а) достигшие к моменту приема на судно 18-летнего возраста;

б) прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующие дипломы или свидетельства. Практиканты, назначенные на штатные должности рулевых-мотористов, допускаются к занятию должности без свидетельств при условии выполнения требований п. п. 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 настоящих Правил;

в) признанные медицинскими комиссиями пригодными к выполнению работ на судне в данной должности;

г) знающие инструкции и Правила безопасности пользования механизмами, приборами и устройствами по роду своей работы, прошедшие инструктаж на рабочем месте и имеющие отметку о допуске к работе в личной карточке инструктажа. Командный состав должен иметь удостоверения о пройденной проверке знаний по технике безопасности;

д) умеющие правильно пользоваться защитными и предохранительными приспособлениями, нужными в процессе работы;

е) умеющие оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

1.3.2. К обслуживанию судовых грузоподъемных механизмов допускаются лица, отвечающие требованиям п. 1.3.1. Правил и имеющие удостоверение квалификационной комиссии судовладельца на право управления грузоподъемными механизмами.

1.3.3. Каждый член судовой команды, обнаруживший нарушения настоящих Правил и инструкций по технике безопасности, а также неисправности оборудования, систем, устройств и механизмов должен доложить об этом непосредственному начальнику или вахтенному начальнику.

1.3.4. Каждый член судовой команды, заметивший какую-либо опасность для жизни и здоровья людей, обязан немедленно принять меры по ее устранению, а если он не может выполнить это лично, немедленно доложить вахтенному начальнику.

1.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ

1.4.1. Ответственность за соблюдение Правил во время эксплуатации судна несут капитан и вахтенный начальник судна, а при производстве ремонтных работ в заводских условиях — администрация предприятия, непосредственно руководящая ремонтными работами.

1.4.2. За нарушение требований п. 1.3.1 (подпунктов «а», «б» и «в») настоящих Правил отвечает работник отдела кадров, оформивший на работу члена экипажа. Если лицо рядового состава принято на работу непосредственно капитаном судна, последний несет ответственность за нарушение требований, указанных в п. 1.3.1.

1.4.3. Ответственность за происшедшие несчастные случаи несут должностные лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили настоящие Правила или не приняли необходимых мер, обеспечивающих безопасность.

1.4.4. Виновные в нарушении настоящих Правил или не принявшие мер к их выполнению должны быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном порядке.

1.5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СУДАХ

1.5.1. Все работы на судах должны выполняться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта и инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройства.

1.5.2.

При ремонте двигателей, движителей, вспомогательных механизмов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные системы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (РЩ, пульты управления, посты управления, рубки), должен быть вывешен знак опасности «Не включать — работают люди». Знак вывешивается и снимается вахтенным начальником или старшим по вахте машинно-котельного отделения.

1.5.3. Все рабочие места и подходы к ним должны быть свободны от посторонних предметов. Рабочие места и подходы к ним на палубе должны систематически очищаться от снега, льда, пролитых нефтепродуктов и т.п. Рифления и противоскользящие покрытия должны восстанавливаться по мере износа. Плиты настилов машинно-котельного отделения должны быть на месте, все вырезы в них тщательно закрыты.

1.5.4. Трюмы машинно-котельных отделений должны содержаться в чистоте, попавшие в них горючие и смазочные материалы должны быть убраны. Запрещается скопление нефтепродуктов под сланями, за исключением судов длиной до 25 м, где разрешено использовать подсланевое пространство машинного отделения для накопления подсланевых вод с последующей передачей на берег.

1.5.5. Вахтенный начальник (старший по вахте машинно-котельного отделения) обязан периодически проверять состояние механизмов, показатели качества их работы, предусмотренные Правилами и инструкциями по эксплуатации. Запрещается эксплуатировать неисправные технические средства.

1.5.6. Все горячие части оборудования и трубопроводы должны быть изолированы, а места, на которые может попасть масло или другое горючее вещество, кроме того, закрыты металлическими кожухами.

1.5.7. Освещенность рабочих мест на судне должна соответствовать требованиям действующих Санитарных правил для судов внутреннего плавания.

1.5.8. Запрещается применять открытый огонь:

при осмотре, чистке, замерах уровня топлива (смазки) цистерн с горюче-смазочными материалами;

в помещениях аккумуляторных батарей;

в трюмах;

в помещениях хранения лакокрасочных материалов и баллонов с горючими газами;

при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин и др., где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных концентраций.

В этих случаях для целей освещения должны применяться переносные аккумуляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении с электрическими лампами напряжения 12 В.

Читайте также  Гигиенические условия труда для МСЭ

1.5.9. На шкалах контрольно-измерительных приборов (КИП) должны быть нанесены четкие метки (красная черта), обозначающие предельно допустимые значения измеряемых величин.

Контрольно-измерительные приборы, установленные на технических средствах, а также находящиеся в запасе, должны быть всегда исправны, опломбированы и иметь клеймо с датой проверки.

Запрещается эксплуатация неисправных контрольно-измерительных приборов, со снятой пломбой, а также не прошедших соответствующих проверок.

1.5.10. Все предохранительные клапаны и автоматические регуляторы технических средств должны работать надежно и проверяться в установленные Правилами и инструкциями сроки.

Источник: https://www.lawru.info/dok/1976/03/04/n1187413.htm

Техника безопасности на судне: основные правила

Охрана труда и техника безопасности на судне

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна.

Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой.

Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Пожарная безопасность на судне

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

Водный транспорт МЧС России

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

 Дополнительно рекомендуем Вам изучить 

РД 31.81.10-91

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/tehnika-bezopasnosti-na-sudne-osnovnyie-pravila/